Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду

Администрация городского поселения Федоровский
Официальный сайт

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ





15.04.2025

Что такое фальсификат и контрафакт?

Фальсификатом считается продукция, сопровождаемая ложной информацией о её характеристиках и (или) производителе. Это умышленно измененные (поддельные) товары и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара.

Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана) колбасная продукция, кондитерские изделия и другие.

Во многих случаях изготовитель фальсифицированной продукции использует более дешёвые компоненты.

Целью фальсификации чаще всего является обман потребителя, который заключается в неверном указании или сокрытии свойств товара.

Виды фальсификации

Качественная — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Количественная — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Ассортиментная — осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Стоимостная — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

Информационная — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта, его качестве и т.д.

Комплексная — сочетает в себе несколько видов фальсификации.

«Контрафакт» — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. За основу контрафактной продукции чаще всего берутся известные марки и бренды.

Критерии отнесения продукции к контрафактной можно найти в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) – «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» (пункт 1 статьи 1515 ГК РФ); «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы географическое указание или сходные с ним до степени смешения обозначения, являются контрафактными» (пункт 4 статьи 1519 ГК РФ).

Контрафактные товары произведены без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, географическое указание или сходные с ним до степени смешения обозначения, являются контрафактными. Качество товара при этом роли не играет. Контрафактные товары могут быть качественными.

Виды контрафакта

  • подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как алкоголь, мебель, одежда, обувь, косметика, парфюмерия и т. д.;

  • использование чужого логотипа, товарного знака, наименования фирмы-производителя или настолько похожего, что их легко перепутать. Иногда производителями контрафакта намеренно допускаются ошибки в наименовании известных марок, в результате чего многие покупают контрафакт, не осознавая этого;

  • незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ, например, выпуск «пиратских дисков».


Контрафактная продукция всегда одновременно является и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.

Фальсифицированная и контрафактная продукция представляет опасность, так как подтверждение того, что данная продукция соответствует утвержденной для данной продукции нормативной и технической документации, как правило, отсутствует.

Как распознать фальсифицированную и контрафактную продукцию?

К сожалению, с поддельными или контрафактными товарами можно встретиться даже при совершении покупок в крупных сетях. Для того чтобы обезопасить себя от приобретения потенциально опасной продукции следует соблюдать определенные правила предосторожности и обращать внимание на определённые признаки.

Так, любые товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в обязательном порядке должны сопровождаться информацией на русском языке. К такой информации, в частности относятся сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе, дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Таким образом, если товар не снабжен информацией на русском языке, либо эта информация неполная, то это является признаком подделки.

Кроме того, по закону продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

Таким образом, если упаковка товара отсутствует или не соответствует обычной для подобных товаров либо товар продается некомплектным, имеются основания полагать, что товар является фальсификатом или контрафактом.

Также рекомендуем обратить внимание на внешний вид упаковки товара. Прежде всего, она должна быть аккуратной (например, если это картон, то он должен быть качественным), шрифты на упаковке должны быть четкими и читаемыми, при этом буквы, залитые тоном (красителем), не должны размазываться. Если продукт упакован в целлофановую пленку, то она также должна выглядеть аккуратно.

В том случае, если цена товара слишком низкая и вызывает подозрение о подлинности товара — посмотрите цену на данный товар в других магазинах или в интернете. Обратитесь на официальный сайт изготовителя товара, изучите информацию и фотографии товара, размещённые на нём. Слишком низкая цена может свидетельствовать о том, что товар является фальсифицированным или контрафактным.

Некоторые изготовители указывают на своих официальных сайтах точки официальных продаж своих товаров и контакты официальных представителей, реализующих их товары.

Также обращайте внимание на написание брендов и марок приобретаемых товаров. Производителями контрафактной продукции намеренно допускаются ошибки в наименовании известных марок и брендов (может быть изменена 1-2 буквы в написании, убраны или добавлены лишние буквы), немного изменяются логотипы известных брендов.

В настоящий момент многие товары подлежат обязательной маркировке.

На товары, подлежащие обязательной маркировке, наносится средство идентификации в виде двухмерного штрихового кода в формате Data Matrix.

Чтобы узнать, прослеживается ли товар в системе маркировки, необходимо установить на мобильное устройство приложение «Честный ЗНАК» и с его помощью отсканировать код маркировки товара. Данное действие позволяет покупателю самостоятельно удостовериться в легальности происхождения товара, а также получить данные как о самом товаре, так и о его производителе.

Если при проверке через приложение «Честный ЗНАК» выявлена ошибка кода, информация о товаре отсутствует, либо товар не соответствует описанию в приложении, то потребитель вправе сообщить о таком нарушении.

Средство идентификации наносится на потребительскую упаковку или этикетку методом, не допускающим отделения средства идентификации от потребительской упаковки.

Права потребителей при приобретении фальсифицированной и контрафактной продукции

В соответствии со статьёй 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьёй 14 Закона о защите прав потребителей.

В случае неудовлетворения хозяйствующими субъектами требований потребителей либо не рассмотрения заявлений граждан, по общему правилу, установленному положениями пункта 1 статьи 11 ГК РФ и корреспондирующими с ними положениями пункта 1 статьи 17 Закона о защите прав потребителей, права потребителей могут быть восстановлены в порядке гражданского судопроизводства путём подачи иска пострадавшими гражданами в судебные органы.

Наряду с компенсацией имущественного вреда, потребитель, на основании статьи 151 ГК РФ и статьи 15 Закона о защите прав потребителей, вправе потребовать также возмещения морального вреда, причинённого продавцом (изготовителем, импортёром) вследствие нарушения им прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда



Файл:  Загрузить

Возврат к списку


Дата изменения: 14.04.2025 17:28

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!