Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду

Администрация городского поселения Федоровский
Официальный сайт

Новости г.п.Федоровский, в районе, округе, области и стране

Методические организации, направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции

Методические организации, направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции

Уважаемые федоровчане. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями для граждан (в том числе для представителей субъектов общественного контроля), направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами особых требований к розничной продаже алкогольной продукции.

I. Общие положения

Данные Методические рекомендации предназначены для тех, кто планирует непосредственно контролировать соблюдение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Особые требования к продаже алкогольной продукции закреплены в Федеральном законе от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.06.2016 № 46-оз «О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе» (далее – Закон автономного округа № 46-оз) (Приложение № 1).

II. Права и запреты при осуществлении общественного контроля

При осуществлении общественного контроля допускается:
- заходить в магазин в качестве потребителя;
- смотреть алкогольную продукцию, изучать этикетку, ценники;
- просить предоставить товарно-сопроводительные документы на алкогольную продукцию;
- сканировать федеральные специальные и акцизные марки через мобильное приложение «АНТИКОНТРАФАКТ АЛКО»;
- требовать чек на алкогольную продукцию (включая пиво, пивные напитки), в том числе чек, содержащий QR-код (за исключением пива, пивных напитков), при покупке алкогольной продукции;
- требовать показать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в торговом объекте в случае реализации алкогольной продукции (кроме пива и пивных напитков).

При осуществлении общественного контроля запрещено:
- проходить в помещения, не являющиеся торговым залом, т.е. не предназначенные для выкладки товаров (складские, бытовые помещения);
- требовать у работников магазина какие-либо документы, кроме лицензии на осуществляемый вид деятельности и товарно-сопроводительных документов на алкогольную продукцию;
- изымать алкогольную продукцию даже с признаками подделки федеральных специальных и акцизных марок (за исключением приобретённой продукции).

III. Основные нарушения, которые могут быть выявлены при проведении проверки:

1. Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Информация о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе, о наличии у юридического лица разрешения на продажу алкогольной продукции размещается в торговом зале на стенде (уголок потребителя) в виде документов: свидетельство ОГРН, свидетельство ИНН, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.

Информацию о регистрации можно проверить на сайте налогового органа, путем обращения к электронному сервису «Проверь себя и контрагента», о наличии лицензии – на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), в Реестре лицензий.

2. Розничная продажа алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками, либо с поддельными марками.

Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации маркируется федеральными специальными марками;
- алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками.

Для визуального распознавания подлинности таких марок можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1. Они печатаются на самоклеющейся бумаге, которая имеет особое излучение под воздействием ультрафиолета;
2. На бумагу для печати акцизных марок впрессована медная голографическая фольга с узором и повторяющимся изображениями Герба Российской Федерации и аббревиатуры «РФ»;
3. В бумагу введена защитная нить с нерегулярным окном. В окне просматривается нанесенное на нить изображение в виде полосок розового цвета. Под воздействием ультрафиолета изображение визуализируется в виде аббревиатуры «РФ» розового, голубого и желто-оранжевого цветов в овальном кольце;
4. На обратной стороне марок набита аббревиатура «РФ»;
5. Элемент, отпечатанный цветопеременной краской меняет цвет от фиолетового к коричневому в зависимости от угла зрения;
6. Номер марки отпечатан струйным способом печати и состоит из трех цифр, обозначающих разряд, и девяти цифр самого номера марки;
7. Информация на марке и этикетке бутылки должны совпадать. Здесь имеются название алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, емкость тары, крепость, наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение.

Для того чтобы проверить легальность покупаемой алкогольной продукции в магазине, кафе, ресторане, либо любой другой точке, с помощью мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко», можно скачать программу из магазинов Google Play, App Store, Windows Phone.
После установки приложения на смартфон нужно его запустить. В стартовом окне появится карта с легальными точками продажи алкоголя. Карту можно трансформировать в список с указанием конкретных мест и географической привязкой к вашему местоположению.
В нижней части экрана располагается вкладка «Сканировать». При переходе на эту вкладку активируется камера мобильного устройства. Программа предложит навести камеру на штрих-код марки, либо QR-код чека, который был передан покупателю продавцом. При наведении камеры на штрих-код или QR-код на экране смартфона появляется информация о продукте и его пути от производителя до торговой точки. Если информация отсутствует, это означает, что товар является контрафактным.

Также, осуществить проверку марки можно на Едином социальном портале алкогольного рынка в разделе «Проверка марок».

3. Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота.

Товарно-сопроводительные документы:
1. товарно-транспортная накладная;
2. справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции);
3. справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции).
Номер марки на бутылке должен входить в диапазон номеров, указанный в Разделе «А» справки к товарно-транспортной накладной.
Товарно-сопроводительные документы должны находиться в месте розничной продажи алкогольной продукции и должны быть представлены по требованию покупателя.

4. Розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н.

Минимальная стоимость на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % установлена приказом Министерства финансов РФ от 11.05.2016 г. № 58н. Например: цена на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию, крепостью 40 % должна составлять не менее 205 руб. за 0,5 л.; на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка(за исключением вина и винных напитков) – 293 руб. за 0,5 л.; на коньяк – 371 руб. за 0,5 л.

5. Розничная продажа алкогольной продукции после 20 часов и до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи при оказании услуг общественного питания.

6. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

7. Розничная продажа в местах, где это запрещено (приложение №1):
– п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ:
– ст. 5 Закона автономного округа № 46-оз.

При проверке следует учитывать следующее:
Стационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, имеющий фундамент (прочно связан с землей).
Нестационарный торговый объект – это временное сооружение или временная конструкция, у которой отсутствует фундамент, возможно, имеются приспособления для транспортировки объекта.
Границы прилегающих территорий к местам в которых запрещается продажа алкогольной продукции определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Нормативные правовые акты, определяющие границы прилегающих территорий размещены на сайте Депэкономики Югры.

IV. При осуществлении общественного контроля следует придерживаться следующего алгоритма:

1. формирование группы общественного контроля (из числа не менее двух человек);
2. сбор информации о проверяемой торговой точке через Интернет-ресурсы (Приложение № 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
3. заполнение контрольного листа посещения торговых точек согласно Приложению № 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
4. наличие у общественного наблюдателя при себе документа, удостоверяющего личность, удостоверения;
5. наличие средств наблюдения и фиксации результатов (фото, видео камеры, диктофона);
6. проведение общественного контроля по методике, приведенной в разделе V настоящих Методических рекомендаций;
7. составление по итогам общественного контроля заявления по форме согласно Приложению № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
8. обработка и получение информации: систематизация и архивация контрольных листов, фото и видеоматериалов; обобщение собранной информации в сводные единые таблицы или другие обобщающие формы, удобные для последующего анализа.

V. Методика проведения общественного контроля.
1. При осуществлении общественного контроля за оборотом алкогольной продукции рекомендуется использовать средства фото, видеофиксации; распечатать контрольный лист по количеству проверяемых торговых точек.
2. При осуществлении общественного контроля важно не превысить свои права (права и запреты изложены в разделе II настоящих Методических рекомендаций).
3. На что обращать внимание и что фиксировать в контрольном листе:
- вывеска (наименование магазина (бара), точный адрес расположения объекта, осуществляющего продажу алкогольной продукции);
- если объект находится в схеме нестационарных торговых объектов или есть точные сведения, что он нестационарный - фиксировать признаки нестационарности (внешний вид, отсутствие фундамента, наличие приспособлений для транспортировки объекта и т.д.);
- если объект находится на прилегающей территории – описать местонахождение объекта, фотографировать объект в привязке к местности, обозначить его на карте (распечатать из любого интернет-сервиса);
- если в объектах запрещена розничная продажа алкогольной продукции, например остановочный комплекс, продажа алкоголя в общепит и в розницу в одном помещении (торговом зале) – описывать и фотографировать имеющие значение признаки объекта;
- наличие необходимой информации на информационном стенде;
- кассовая техника (её наличие, совпадает ли информация в чеке (наименование продавца и ИНН) со сведениями, содержащимися на информационном стенде и вывеске, наличие QR-кода на чеке при покупке маркированной алкогольной продукции);
- сомнительно низкая стоимость и сомнительный внешний вид алкогольной продукции;
- наличие/отсутствие на товар товарно-сопроводительных документов.
4. Попросите у продавца предъявить товарно-транспортную накладную на приобретаемый товар. В случае отказа предъявить накладную, приобретение товара не является обязательным, так как отсутствие в торговой точке накладной является самостоятельным правонарушением. Достаточно заполнить контрольный лист по приложению № 2 (с обязательной фиксацией информации о продукции, на которую не представлены документы), покинуть торговую точку и написать заявление по приложению № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
5. В случае приобретения товара необходимо собрать все приобретенные товары и обязательно сохранять чек.
6. В случае приобретения товара вызовите по телефону участкового уполномоченного соответствующего административного участка для составления протокола, а также самостоятельно составьте заявление согласно приложению № 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Примеры описания выявленных нарушений приведены в Приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
7. После прибытия участкового необходимо проследить, чтобы Вам были возвращены денежные средства за приобретённый товар, а также, чтобы участковый уполномоченный составил протокол об административном правонарушении в отношении владельца торговой точки (юридического лица/индивидуального предпринимателя).


Ниже можно скачать файл .doc методических рекомендаций с приложениями.

Файл: Загрузить
17.07.2017

Возврат к списку