Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду

Администрация городского поселения Федоровский
Официальный сайт

НОВОСТИ Г.П.ФЕДОРОВСКИЙ, В РАЙОНЕ, ОКРУГЕ, ОБЛАСТИ И СТРАНЕ

Потребительские права в цифровую эпоху - девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2017 году

Потребительские права в цифровую эпоху - девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2017 году

В условиях современной жизни люди все чаще предпочитают не тратить время на поиски вещей в магазинах и покупают необходимые товары через Интернет. Кроме того, не выходя из дома можно обсудить покупаемую вещь на форумах, узнать о новых поступлениях, ознакомиться с предлагаемыми моделями, сравнить их по свойствам и цене. Онлайн-рынок зачастую предлагает более привлекательную цену по сравнению со стоимостью в обычном магазине. В выигрыше находятся не только потребители, но и у продавцов значительно снижаются затраты благодаря экономии на помещении, торговом оборудовании, количестве персонала и т.п.

Дистанционная торговля, включающая в себя продажи через Интернет-магазины, является одной из форм розничной продажи товаров, отличительной чертой которой является отсутствие прямого контакта между покупателем и продавцом. Интернет-торговля регламентируется в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в частности, ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров»), Гражданском кодексе РФ (ст. 497 «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара»), а также в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007.

Несмотря на широкий ассортимент и демократичные цены в Интернет-магазинах, стоит обращать внимание на надежность таких магазинов.
Важнейшим элементом интернет - торговли является организация доставки товара покупателю. Она может быть осуществлена несколькими способами, и покупатель сам выбирает, что ему удобней: осуществить самовывоз через отдел доставки или в удобное время ожидать курьера, что значительно экономит время. Компания может иметь собственный отдел доставки, либо работать со сторонней курьерской организацией. Также товар можно доставить почтой. Это наиболее дешевый, но и более длительный способ доставки, к тому же он характеризуется недостаточной гарантией сохранности приобретаемого и доставляемого товара.

Случается, что доставка задерживается, но это не всегда является признаком мошенничества со стороны Интернет-магазина, на деле большинство магазинов доставку в итоге производят. В ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей» установлено право потребителя на защиту своих интересов, в случае задержки доставки заказанного товара. Однако данное право действует исключительно в ситуациях, когда покупатель уже внес предоплату. За каждый день просрочки продавец уплачивает неустойку в размере 0,5% от суммы предоплаты, однако сумма неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара. В то же время, если просрочка доставки произошла по вине покупателя, продавец ответственности за это не несет. Так, согласно п. 24 Правил продажи товаров дистанционным способом, в случае, если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.
У покупателя есть возможность передать свои права на получение товара другому лицу, причем без оформления каких-либо доверенностей. Согласно п. 26 вышеуказанных Правил при отсутствии покупателя доставленный товар передается любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.

При приемке товара необходимо проверить предоставление следующей информации:
- инструкция о правилах эксплуатации и безопасного использования товара на русском языке;
- гарантийный талон (сервисная книжка с талонами) с печатью фирмы-продавца;
- кассовый чек (товарный чек с печатью продавца);
- квитанцию об оплате доставки (если она платная);
- памятка с напоминанием о дополнительном праве — возможности отказаться от товара без объяснения причин в течение 7 дней после доставки.

Еще один важный документ — акт приема-передачи товара. На практике курьер обычно просит заказчика поставить подпись в акте о приемке, однако по закону потребитель вправе потребовать, чтобы акт приема-передачи был составлен в двух экземплярах и один из них остался у него. При возможности необходимо полностью проверить товар, прежде чем ставить подпись в данном документе, в противном случае будет крайне тяжело доказать вину продавца, если у изделия обнаружатся изъяны. Если на заказанном товаре присутствуют внешние повреждения (например, вмятины), но они, на первый взгляд, не важны, тем не менее, их следует вписать в акт приема-передачи с той же целью: для защиты своих прав и в качестве доказательства их наличия до передачи товара потребителю.
Как было сказано выше, при доставке заказа покупателю должны вручить письменную памятку с напоминанием, что в течение 7 дней после передачи товара можно вернуть его продавцу, не объясняя причин. Если же такая памятка не была выдана, то право на возврат товара действует в течение 3 месяцев. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Однако покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества с индивидуально-определенными свойствами, если данный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. В остальных случаях потребитель вправе вернуть любой не устраивающий его товар надлежащего качества, в том числе, если товар указан в Перечне, установленном Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55.

В случае если в товаре обнаружились недостатки, потребитель вправе применить ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также выбрать адресата для предъявления претензии: по закону можно выдвигать требования как производителю, сервис-центру или продавцу.

Согласно ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» замена некачественного товара производится в течение 7 дней, а в случае неисполнения требования потребителя в установленный законом срок продавец выплачивает неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день нарушения срока (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Таким образом, сегодня все наиболее популярным становится заказ товаров посредством Интернет-магазинов. Хотя этот способ совершения покупок имеет ряд преимуществ по сравнению с «традиционным» поиском вещей в магазине, онлайн -торговля скрывает значительное количество рисков для покупателя.

Поэтому при осуществлении покупок в Интернет-магазинах рекомендуем потребителям обращать внимание:
- название сайта, оно должно заканчиваться на буквы ru, так как для регистрации домена в зоне RU нужно заключать договор, указав паспортные данные или реквизиты организации;
- наличие информации о продавце: наименование юридического лица, полные реквизиты и контактные данные в обязательном порядке –его местоположение (адрес);
- наличие отзывов о самом магазине и о качестве предоставляемой им продукции (рекомендуем пользоваться информацией на независимых форумах и личных блогах покупателей);
- наличие нескольких способов оплаты и доставки товаров;
- при доставке товара, курьер обязан выдать товарный или кассовый чеки, гарантийный талон. Проверяйте товар по внешним признакам, комплектности, работоспособности и наличии письменной информации о порядке и сроках возврата товара.

14.03.2017

Возврат к списку